Чему обучают ребёнка в детском саду
МАДОУ № 296 реализует образовательную программу дошкольного образования (далее – Программа). Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО (в редакции приказа Министерства Просвещения России от 08.11.2022 № 955) и ФОП ДО (утверждена Приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022 № 1028).
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей раннего и дошкольного возраста (от 1,5 до 7 лет).
Реализация Программы осуществляется в группах общеразвивающей направленности с пребыванием детей в течение 12 часов.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, которые являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Программное обеспечение образовательного процесса основной части Программы строится на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования, дополненной парциальными программами, методиками, технологиями, необходимыми для реализации содержания Программы:
Социально-коммуникативное |
Маханева М.Д., Ушакова – Славолюбова О.А. Мы вместе. Социально-коммуникативное развитие дошкольников.-М:ТЦ Сфера, 2017.-224с. |
Формирование позитивного взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, воспитание ценностного отношения к труду и его результатам, основы безопасного поведения в быту, на улице в природе |
Н.Г.Комратова, Л.Ф. Грибова Программа по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» М:ТЦ Сфера, 2023.-128с |
Формирование патриотических качеств личности воспитанников, освоение духовно – нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. |
|
Познавательное развитие |
Николаева С.Н. «Юный эколог».- М.: Мозаика-Синтез, 2016.-208с. |
Формирование основ экологической культуры у детей 3-7 лет в условиях детского сада. Первичные представления о живой и неживой природе, о сообществах природы, взаимодействии человека с природой. |
Речевое развитие |
Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. 4-е изд., перераб. – М.:ТЦ Сфера, 2017.-96с. |
Развитие логики, речевой активности, интереса к родному языку. Формирование лексического запаса, ускорение грамматических категорий. |
Художественно-эстетическое развитие |
Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. 3-е изд., перраб. и доп. – М.: ТЦ Сфера2016.240с. |
Развитие конструкторского и художественного опыта, творческих способностей посредством конструирования из различных материалов |
Физическое развитие |
Токарева Т.Э Будь здоров дошкольник. Программа физического развития детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016.,112с. |
Овладение ребенком представления о себе, своем здоровье и физической культуре как к общечеловеческим ценностям |
и др.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть) направлена на развитие познавательно – исследовательской активности детей, посредством элементарного экспериментирования и деятельности на экологической тропе, а также формирование у дошкольников позиции юного горожанина через приобщение к историческим культурным, природным особенностями традициям города Красноярска в различных видах деятельности. Выбор данного направления для части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует потребностям и интересам детей, родителей, а также возможностям педагогического коллектива.
Программное обеспечение образовательного процесса части Программы, формируемой, участниками образовательных отношений, включает парциальные программы, методики, технологии:
1.Н.Г.Комратова, Л.Ф. Грибова Программа по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» М:ТЦ Сфера, 2023.-128с 2.Матова В.Н. Краеведение в детском саду. Детство – пресс, 2015 |
Формирование патриотических качеств личности воспитанников, освоение духовно – нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. |
Программа включает в себя рабочую программу воспитания, обеспечивающую воспитание детей дошкольного возраста по следующим направлениям:
- патриотическое направление воспитания (ценности «Родина» и «Природа»);
- духовно-нравственное направление воспитания (ценности «Жизнь», «Милосердие», «Добро»);
- социальное направление воспитания (ценности «Человек», «Семья», «Дружба», «Сотрудничество»);
- познавательное направление воспитания (ценность «Познание»);
- физическое и оздоровительное направление воспитания (ценности «Здоровье», «Жизнь»);
- трудовое направление воспитания; (ценность «Труд»);
- эстетическое направление воспитания (ценность «Культура», «Красота»).
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
- повышение воспитательного потенциала семьи.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей:
- диагностическо-аналитическое направление;
- просветительское направление, в том числе информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребёнка, о действии негативных факторов, наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка; своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям; информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач; знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОО; информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий;
- вовлечение семьи в образовательный процесс (совместная деятельность детского сада и семьи).
Как участники образовательных отношений, родители (законные представители) могут включиться в реализацию Программы, принимая участие в:
- работе центров активности/функциональных модулей (в качестве ведущих);
- в проектной деятельности (в качестве партнеров и союзников);
- в исследовательской деятельности (в качестве партнеров и союзников);
- в совместных выставках (в качестве участников и организаторов);
- в совместной подготовке экскурсий, интересных встреч, досугов и праздников.
Повысить свою педагогическую компетентность родители (законные представители) могут, участвуя в практикумах, круглых столах, педагогических советах, общих и групповых родительских собраниях и т.д.
Информацию о результатах образовательного процесса можно узнать из информационных стендах в группах и холлах ДОУ, официального сайта ДОУ, странички ДОУ в социальной сети ВКонтакте, из личных бесед с педагогами.
Участвуя в реализации Программы, родители (законные представители):
- оказывают психологическую поддержку детям;
- оказывают психоэмоциональную помощь себе (ощущение покоя, уверенности за ребенка);
- приобщают членов семьи к ценностям личностно-ориентированного образования;
- получают реальное представление о характере взаимодействия детей со сверстниками во время общих дел и во время общения со взрослыми;
- получают представление об уровне развития детей через наблюдение за ними в деятельности;
- предоставляют детям право гордиться своими близкими;
- предоставляют воспитателю разностороннюю информацию о характере взаимоотношений детей с близкими, о стилях общения;
- получают возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах детей; возможность регулярного обсуждения с воспитателями динамики и тенденций их развития;
- имеют возможность преемственного продолжения работы с детьми в домашних условиях, обеспечивают содержательную и организационную преемственность.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тзадержкой психического развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 296» г. Красноярска.
Программа ориентирована на детей, посещающих МАДОУ № 293, имеющих ограниченные возможности здоровья, а именно задержку психического развития (ЗПР). Задержка психического развития – это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы, психомоторного развития, деятельности. Специфические особенности развития этой категории детей негативно влияют на своевременное формирование всех видов дошкольной деятельности: изобразительной, игровой, конструктивной. Полиморфность нарушений и разная степень их выраженности определяют различные возможности детей в овладении основной образовательной программой на дошкольном этапе. Включение ребенка с задержкой психического развития в образовательный процесс МАДОУ №296 предполагает организацию его систематического, непрерывного психолого-педагогического сопровождения.
Специфической особенностью Программы является то, что она реализуется в условиях групп для детей с задержкой асихического развития.
Программа определяет содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как: – игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
– познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
– восприятие художественной литературы и фольклора,
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
– конструирование (конструкторы, модули, бумага, природный и иной материал),
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Коррекционная составляющая Программы:
- является неотъемлемой частью адаптированной основной образовательной программы МАДОУ № 296;
- обеспечивает достижение максимальной коррекции нарушений развития; -
учитывает особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования детей с задержкой психического развития в виде целевых ориентиров в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности.